Мысли античных философов об искусстве
25.05.2016
Красноречивое высказывание по этому поводу оставил византийский автор М. Хониат (XII-XIII вв.): «Подобно тому, мне кажется, как женщины, сидя дома, не заботятся ни о хорошей укладке волос, ни об украшении лица, ни о роскошных нарядах, но, отправляясь гулять или по главной улице, или на свадьбу, стремятся придать величайший блеск и прическе, и наряду,- подобно тому любой созидатель, оставаясь наедине с самим собой, не обнаруживает чего-либо особенного, но перед множеством (зрителей) стремится разыскать даже невозможное. Так вот, тот, о ком идет речь, покуда он не видит зрителя, остается все на том же месте, не создавая ничего нового, но скажи ему, что кто-то на него смотрит, и он будет вести себя, словно перед ним не один человек, но многие. Можно будет видеть, как он расцветает, словно ветвистое дерево...».
Таким образом, искусство феодального общества наравне с другими, тогда существовавшими формами общественного сознания принимало активнейшее участие в распространении религии как доминирующего в те времена мировоззрения.
Эстетика Возрождения не является в полной мере ни возвратом к эстетике античности, ни продолжением эстетики средневековья, ни суммой той и другой. Это - неповторимый сплав идей, в котором потери многих элементов античного мировоззрения компенсируются развитием новых взглядов на мир, на человека, на искусство.
Отличие последнего от средневекового искусства не только в том, что оно прославляет наряду с богом и человека. Художники эпохи Возрождения воспевают безграничные творческие возможности людей как богоравные. Имея в виду итальянскую живопись, Микеланджело говорил: «В подлинно просвещенных людях ничто не пробуждает такого благочестия, ничто их так не облагораживает, как это с трудом завоеванное земное совершенство, которое близко стоит к божественному и почти ему равняется».