Тенденциозная оценка Аристофана
25.05.2016
Не менее отчетливо понимали и свою роль в обществе и ответственность перед ним художники. Гораций писал, что поэту быть посредственным не позволят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.
Мысли античных философов об искусстве, если не все, то во всяком случае далеко не единичные, питали на протяжении многих столетий эстетические суждения средневековых философов, теологов, поэтов и художников. Всего лишь один пример. Римский философ Боэций (V- VI вв. и. э.) через тысячу лет почти дословно в своих «Наставлениях о музыке» повторяет как незыблемую истину идеи Платона. «А потому Платон полагал,- пишет он,- что лучшая охрана государства - музыка наиболее степенная и пристойно сложенная, скромная и простая, мужественная, а не женственная, и не дикая или разнообразная».
Об отношении средневековых теологов и служителей церкви к искусству, об их понимании его социальной роли лучше всего свидетельствуют такие факты, как наличие множества трактатов о прекрасном и широкое использование искусства, особенно музыки, живописи и скульптуры, в религиозных целях. Если средневековая философия была служанкой богословия, то искусство - и слугой и вербовщиком неофитов. Поскольку в те времена храм являлся чуть ли не единственным местом, где человек из народа мог приобщиться к профессиональному искусству, то его пути к искусству и к богу неизбежно совпадали. Слитые воедино эстетическое и культовое в реальной жизни должны были порождать такое же слияние прекрасного и божественного в душе верующего. Именно к этому и стремились богословские философы, доказывавшие в своих книгах, что бог и является высшей, непревзойденной формой прекрасного, абсолютной красотой.
Для средневековых религиозных писателей была понятна диалектика взаимоотношений творцов искусства и его публики.